Однажды ко мне на приём пришёл рыжий и веснушчатый парень пятнадцати лет. Угадайте, с чем?
Да, та самая каррикатурная травля в школе по причине его рыжести.
⠀
При выяснении обстоятельств оказалось, что класс под 30 человек, разделён на:
◎ 10 агрессивных,
◎ 15 нейтральных
◎ и 3 дружественных "Рыжику" одноклассника
Сама травля заключалась в оскорблениях, попытках порчи личных вещей, иногда доходило до драк.
Надо отдать нашему герою должное - он не боялся своих обидчиков, но уступал им числом и силой.
Этот случай любопытен тем, что наш герой не имел выраженного виктимного поведения. Поэтому первая часть работы заключалась не в работе с самооценкой (я лишь удостоверился, что с ней всё в порядке), а с триггерами - теми оскорблениями, на которые он не мог не реагировать. Чтобы впоследствии сделать его репертуар поведения более широким.
Это заняло у нас всего одну встречу, и ситуация в школе стала существенно лучше. "Рыжик" перестал вестись на обидные слова, стал более сдержанным в своих словах и действиях.
⠀
Вторым шагом стала работа с расширением репертуара проведения. Формированием эффективного поведения в конфликтных ситуациях.
⠀
Прошло 3 встречи, и талантливый "Рыжик" научился быть сдержанным, проявлять адекватный уровень ответной агрессии. За счёт чего симпатии класса стали стекаться к нему. И те одноклассники, которые были нейтральны, стали переходить на его сторону.
⠀
Итогом стала полная победа: компания "агрессивных" потеряла сплочённость, распалась. Перестала представлять угрозу. "Рыжик" обрёл новых друзей, и что очень важно - не озлобился, он не стал мстить.
Вот такой редкий и приятный абсолютный хэппи энд.
Важные выводы
⟶ Не каждая психотравмирующая ситуация оставляет травмы.
⟶ Сохранная самооценка и отсутствие виктимного поведения не гарантирует защиту от травли.
⟶ Адекватный уровень ответной агрессии и разнообразие поведения улучшают адаптацию к агрессивным, конфликтным ситуациям и дают возможность выйти победителем.